Так вот, там он объясняет свое видение того, что такое искусство, а что искусством не является.
Слушаю цикл лекций Юрия Михайловича Лотмана "Беседы о русской культуре".
Он поясняет это на примере иконы Богородицы.⠀Мы смотрим на эту икону, перед нами цельный образ, мы чувствуем его высокую эмоциональную насыщенность.
Но если посмотреть на это изображение с точки зрения исследователя композиции, то можно обнаружить, что у Богородицы подбородок и глаза как бы принадлежат женщине разного возраста.⠀
Подбородок ребенка, а глаза взрослой женщины.
Нижняя часть лица полна радостных выражений, наивный детский подбородок. А глаза трагические.
Подбородок девочки, глаза матери, приносящей в жертву сына. И это противоречие создает сложное единство образа, его внутреннюю динамику. И если смотреть на великие произведения живописи, нам кажется, что это все ка бы живой отпечаток жизни.
И вот тут проходит черта между высоким искусством (живописью) и ремеслом (обычной нехудожественной фотографией).⠀
Нехудожественная фотография не может показать в одном лице разные лица, она дает один зафиксированный момент и поэтому обычная нехудожественная фотография всегда немножко мертва.⠀
Вот это я всегда интуитивно чувствовала, по этой причине меня не устраивали популярные имиджевые теории о том, что к круглому лицу, к примеру, настоятельно необходимо подбирать круглые же бусы, круглый воротничок и круглые мыски у туфлей. Мне всегда казался такой подход невыразимо скучным и пресным.⠀
Прелесть в единстве противоположностей, между которыми тем не менее существует внутренняя связь.