Флапперы.

«Безумные двадцатые», «ревущие двадцатые», «золотые двадцатые» … Вихрь ярких оттенков, эпатажный арт-деко, излюбленный апельсиновый, изящные силуэты, элегантность и возвышенный эротизм, короткие креативные стрижки и платья свободного кроя, укорочение юбок и эмансипация – таковы приметы 20-х годов XX века. Короткий период мирной жизни, когда европейцы и американцы научились вновь дышать полной грудью и радоваться жизни во всех ее проявлениях после лишений Первой мировой войны… Новая мода, совершенно иной стиль – уже не Девятнадцатого столетия, а века Двадцатого… Сегодня модные тенденции 20-х годов возвращаются вновь!

Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 

Флапперы (от английского flapper – «хлопушка», «мухобойка», «тот, кто хлопает»). В 20-е годы XX века так называли новое поколениие молодых женщин на Западе. Они носили короткие юбки, смело обрезали волосы, слушали джаз и открыто демонстрировали свое пренебрежение к тому, что называлось «примерным поведением». На фоне допропорядочных членов общества девушки-флапперы казались вульгарными и наглыми.

Стиль Флапперы

 

Еще бы, ведь они наносили яркий макияж, не отказывались от алкоголя, практиковали свободную любовь, курили, водили автомобили и попирали всяческие общественные и сексуальные нормы.

Стиль Флапперы

 

Течение флапперов берет начало в период либерализма, эпоху политических и социальных волнений и активного трансатлантического культурного обмена, который последовал за Первой Мировой войной. А еще, это было время, когда оба континента заслушивались джазом.

Стиль Флапперы

 

Откуда появилось это, на первый взгляд, странное слово?

Существует немного нaивная и романтическая теория происхождения слова «флаппер». Он утверждает, что любая молодая девушка, начинающая самостоятельный жизнь, напоминает совсем юную птичку, едва научившуюся летать и забавно делающую первые неуверенные взмахи крыльями (глагол to flap переводится как «хлопать» крыльями).

Стиль Флапперы

 

Но скорее всего, это слово пришло из Северной Англии, где «флапперами» нередко называли девочек-подростков, с волосами, не слушающимися расчески и с хлопающими по спине косичками. А возможно,его появление относится к еще более раннему времени, когд а этими словом называли женщин легкого поведения. Впервые упоминание слова в таком контексте относится к 1631 году. К концу 19 века флапперами на жаргоне называли самых молоденьких представительниц древней профессии. А в менее уничижительном смысле – любую непоседливую девочку подростка.

Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 

В печати слово «флапперы» впервые осмелились употребить только в XX веке: сначала в Великобритании в 1903 году, а затем в США в 1904. Оно было использовано писателем Десмондом Коксом, в его воспоминания о колледже и жизни в Оксфорде, «Сэнфорд и Мертон»: «Там потрясающие флапперы». В 1908 году оно появилось на страницах всеми уважаемой «Таймс», однако с осторожным пояснением: «Флапперы – так мы называем молодых женщин того возраста, когда ей еще не обязательно носить длинные платья и высокие прически».

Стиль Флапперы

 

К ноябрю 1910 года выражение стало пользоваться популярностью, благодаря А.Е. Джеймсу, написавшему серию рассказов о злоключениях пятнадцатилетней девушки, опубликованных в «London Magazine» под названием «Её Величество Флаппер». К 1911 году из газетных обзоров ясно видно, что озорное и кокетливое «флаппер» стало практически общеупотребительным.

Стиль Флапперы

 

Некоторые полагают, что «флаппер» — концепция, как определенного этапа в жизни молодой девушки была заимствована из Германии. Здесь «флапперы» именовались иначе: «backfisch». Вообще, это слово использовали для обозначения молодой рыбы, еще недостаточно крупной для того, чтобы продать ее на рынке по выгодной цене. В Англии термин «backfisch» также вошел и в английский обиход. Это произошло в конце 1880-х годов. Хотя оно встречалось в определении более скромного социального типа девушек, нежели бунтарские, пренебрегающие традициями «флапперы».

Стиль Флапперы

 

В 1912 театральный импрессарио Джон Тиллер, обясняя значение слова «флаппер» в своем интервью для «Нью-Йорк Таймс», описал его как наименование юных девушек переходного возраста. Хотя слово было общеупотребительным по отношению к резвым, неугомонным подросткам, постепенно в Великобритании так стали называть любую импульсивную, взбалмошную незрелую женщину.

Стиль Флапперы

 
Термин стал активно использоваться во время Первой Мировой войны, возможно, в связи с появлением самостоятельных молодых женщин, которым приходилось заменять на рабочие места отсутствующих мужчин. Статья в «Таймс», посвященная проблеме трудоустройства женщин, оставшихся безработными после возвращения мужчин с войны так и называлось «Будущее Флапперов».
Стиль Флапперы

 

В 1920 году термин был взят в качестве обозначения целого поколения и как символ определенной жизненной позиции. В своей лекции, свидетельствующей об избытке молодых женщин потерявших мужчин на войне, доктор Мюррэй Лэсли критиковал «социальный тип бабочки .. легкомысленной, полуодетой, дико себя ведущей, безответсвенной и недисциплинированной, для которой танцы, новая шляпка и мужчина с личным автомобилем дороже, чем судьба собственной страны».

Стиль Флапперы

 

Эволюция имиджа.

В США выражение «Флаппер» проникло в 1920 году, в связи с выходом фильма Фрэнсиса Мариона «Флаппер», с Оливией Томас в главной Роли. Томас уже играла аналоничную роль еще в 1917 году, хотя термин «флаппер» до Мариона в киноне использовался. Позднее образ девушки-«флаппер» стал ее основным амплуа. Другие актрисы, такие как Клара Боу, Луиза БруксЮ Колин Мур и Джоан Кроуфорд построили своиактерские карьеры на сходных образах, завоевавших в это время чрезвычайную популярность.

Стиль Флапперы

 

Соединенные Штаты Америки, славившиеся в то время протестом против «Сухого Закона», стали почвой для развития движения флапперов. С закрытием легальных салунов и кабаре выросло число подпольных забегаловок, ставших самыми посещаемыми местами. Формальное существование законопослушного, религиозно настроенного «умеренным движения», борющегося с алкоголем, а на деле – повсеместное его употребление … Таковы были «результаты» антиалкогольной компании, которые привели к всеобщему недоверию властям. Независимость флапперов того времени берет начало в движении 1890-х, «Gibson Girls». И, хотя облик этих женщин разительно отличался от дерзкого стиля флапперов, тем не менее их самостоятельность и свободолюбие перешли по наследству к их саркастичным, стойким наследницам тридцать лет спустя.

Стиль Флапперы

 

Знаменитые писатели США, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд и Анита Лоос, художники-иллюстраторы (Рассел Паттерсон, Джон Хелд, Фэйт Барроус) прославили образы флапперов и их стиль жизни в своих произведениях, показав их с привлекательной стороны. Как независимых и презревших опасность женщин. Среди тех, кто выступал с критикой этого стиля жизни, была Дороти Паркер, описавшая его в своей книге «Флапперы: Песня ненависти» и насмехавшаяся над этой модой.

Стиль Флапперы

 
В то же время Министр труда США осудил «легкомысленное курение и употребление спиртных напитков в среде флапперов», некий психолог из Гарварда газвал флапперов «обладательницами низшей степени интеллекта» и утвердил мысль о «невозможности их перевоспитания».
Стиль Флапперы

 

Несколько иной смысл слово приобрело в конце 1920-х годов. Это было «меткое словечко», использовавшееся журналистами для обозначения взрослых женщин, имеющих право голоса на выборах, мнение которых расходилось с общепринятым мнением мужчин. Поэтому, хотя термин «флапперы» употреблялся в различных, иногда противоположных значениях, «флапперы» выделились как самостоятельная социальная группа среди прочих причудливых нововведений 1920-х годов.

Стиль Флапперы

 

Поведение.

Поведение флапперов в то время считалось чем-то диковинным и из-ряда вон выходящим. Они были завсегдатаями ночных джазовых клубов: они могли вызывающе танцевать, курили сигареты в длинных мундштуках, и вели себя очень свободно. Порой чересчур.

Стиль Флапперы

 

Они ездили на велосипедах, водили автомобили и открыто употребляли алкоголь — факт шокирующий для Америки периода «Сухого закона». Стали более распространенными эротические ласки, в отличие от чопорной Викторианской эры. Устраивались целые вечеринки, где ласки (подобные интимной Прелюдии) были главным развлечением – и весьма популярным.

Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 

Флапперы перестали быть домохозяйками, заставляя пересматривать традиционные взгляды на роль женщины. Они защищали права женщин, в том числе ее право на участие в выборном голосовании. Стиль флапперов со временем повлиял на возникновение новых танцевальных стилей, вызвавших тогда потрясение у общества – чарльстон, «Shimmy», «Bunny Hug» и «Black bottom».

Стиль Флапперы

 

Флапперов больше не привлекали «вечные ценности» Викторианской эпохи: смирение и приверженность простой жизни, тяжелая работа, набожность…

Стиль Флапперы

 

Все чаще женщины пытаются высвободиться из жетских рамок общепринятого поведения, проповедуют идеологию потребления и свободу личного выбора. Так происходила «культурная революция», борьба нового против старого. В таком контексте флапперы стали символом первых серьезных общественных перемен – женщина получила избирательные права именно в 1920-е годы, а религиозное общество было заменено гражданским.

Стиль Флапперы

 

При всем стремлении помочь жещине выйти из замкнутого круга привычных ролей и обязанностей, флапперы не лезли в политику. На самом деле пожилые суфражистки, боровшиеся за права женщин на выборах, считали флапперов скучными, бессодержательными и, в некоторой степени, недостойными тех гражданских прав, которых все эти годы они так яростно и упорно добивались. Другие утверждают, что невмешательство флапперов в политику было вполне простой и естественным следствием свободы женщин, вполне заслуженного и уже выигранного права. Дороти Данбар Бромли, один из наиболее публикуемых писательниц того времени суммировала обе точки зрения и описала флапперов как «истинных женщин», феминисток «нового стиля», которые «вполне приспособлены для полноценной жизни в браке и рождения детей», но также «движимых внутренним желанием быть индивидуальностями, свободными в своем выборе».

Стиль Флапперы

 

Сленг.

У флапперов был собственный сленг. Например, сладенькое «snuggle pup» («плюшевый щенок») использовалось для обозначения определенного рода людей, завсегдатаев петтинговых вечеринок, а «bareney-mugging» («невинные шалости», «поцелуйчики» или что-то вроде этого) обозначало… секс.

Стиль Флапперы

 
Их специфический диалект иногда отражал отношение к браку или к выпивке: «Я должна отлучиться на минутку» обычно означало «пойти и купить виски», А слово «наручники» или «оковы» обычно связывалось с обручальным кольцом. Не менее говорящими были и другие фривольные выражения, типа That’s so Jake», «That’s the bee’s knees,» или «the cat’s meow» («кошачий концерт») или «cat’s pyjamas» («пижамка для киски»).
Стиль Флапперы

 

Флапперы любили ввернуть и другие словечки, сейчас довольно распространенные в американском английском, вроде «A Big Cheese» («Большой сыр»), который обычно обозначал очень важную персону. Или «to bump of» («вдарить») – в значении убить кого-то.Или «baloney» («чепуха, вздор»), означающего нонсенс. Некоторые словечки стали символом эры «Сухого закона». Например «speakeasy» («забегаловка») – место, нелегально торгующее спиртными напитками или «hooch» — ликер.

Внешний вид.

Но не только эпатажное и непочтительное поведение отличало флапперов, но и их особая манера одеваться, неповторимый стиль. Во многом он сформировался, благодаря распространению Французской моды и ее главной фигуре, несравненной Коко Шанель. Кроме того, на фасоне платьев отразилась и сумасшедшая пристрастие к джазу и танцам, которые исполнялись под эту музыку.

Стиль Флапперы

 

Носивший название «garçonne in French» («эмансипированная девица»), стиль флапперов формировал облик девушек, юный и слегка мальчишеский: короткие волосы, плоская грудь и фигура подростка усиливали впечатление. По крайне мере с 1913 года в общественном сознании стала отпечатываться четкая ассоциация между обликом современной девушки и образом юнца пубертатного возраста.

Стиль Флапперы

 

Лилиан Нордика, комментируя Нью-Йоркскую моду того периода отмечает: «худенькая, хрупкая девушка-флаппер, одетая в юбку, такую, что в ней едва можно сделать пару шагов, с сияющей улыбкой, демонстрирующей белые зубки, с головкой, наряженной в печальную шляпку, напоминающую ковш, панаму и головной убор солдата-новобранца одновременно, непринужденно спускается по Пятой Авеню»

Стиль Флапперы

 

Кажется, уже тогда стиль флапперов ассоциировался с мальчишеской фигуркой, и шляпками в обтяжку, с низкими полями. Однако в то время в моде были длинные юбки с перехватом ниже колена – а вовсе не их укороченные варианты.

И хотя облик женщины-флаппера (прямая талия, короткие волосы и юбка выше колена) не сформировался еще до 1926 года, в общественном сознании уже крепко-накрепко связались три вещи: нетрадиционный внешний вид, возмутительное поведение – и слово «флаппер».

Стиль Флапперы

 

Так, отчет в газете «Таймс» от 1915 года, посвященный Рождественской вечеринке, организованной для солдат, дислоцировавшихся во Франции, описывал одного персонажа – солдата в карикатурно-кокетливом женском одеянии – следующим образом: «короткая юбка, шляпка на французский манер и волосы, уложенные как у флаппера».

Стиль Флапперы

 

Несмотря на скандал, порожденный флапперами, их стиль стал очень популярным (конечно, в смягченном виде) даже среди самых респектабельных зрелых женщин. Примечательно, что именно флапперы впервые перестали использовать корсет, укоротили юбки и подолы вечерних платьев, а также популяризовали короткие стрижки среди женщин.

Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 

Среди актрис, исповедовавших этот стиль. Были Олив Борден, Олив Томас, Дороти Макэйл, Элис Уайт, Бебе Дэниэлз, Билли Дав, Хелен Кэйн, Джоан Крауфорд, Летрис Джой, Норма Ширер, Лаура Ла Планте, Норма Талмаджи, Клара Боу, Луиза Брукс и Коллин Мур.

Стиль Флапперы

 

Одежда.

Флапперы обожали платья прямого или свободного покроя, с обнаженными руками (иногда совсем без рукавов) и слегка заниженной талией. К 1927 году в моду вошли чулки из шелка или вискозы, которые закреплялись чут ниже колена. Поэтому, когда девушка танцевала или шла по улице в ветренную погоду, можно было увидеть ее дивные ножки. Кроме того, те бурные танцы, которые они танцевали, заставляли даже самую длинную юбку развиваться и открывать ноги.

Стиль Флапперы

 

Флапперы очень любили платья в стиле Robe De Style, удобные платья свободного кроя, слегка напоминающие женский домашний халат или подпоясанную мантию . В то же время в моду вошли и каблуки: высотой 2-3 дюйма (5-8 сантиметров).

Стиль Флапперы

 

Дамское белье.

Флапперы покончили с корсетами и панталонами в пользу цельнокроенных трусиков и легких бюстгальтеров, поддеррживающих грудь и фиксирующих ее во время танца. Кроме, того они ввели новый тип корсета до бедер – мягкий и очень удобный.

Сглаживающий нежелательные линии, делающий фигуру равномерно стройной и пропорциональной. В отличие от старых, жестких, которые стягивали фигуру так, что акцентировались только грудь и бедра, а талия становилась неправдоподобно узкой.

Стиль Флапперы

 

Отказ от корсета спровоцировал популяризацию мальчишеского облика. В дополнение ко всему прочему, компанией The Symington Side Lacer был изобретен и скоро повсеместно распространился «бюстгальтер-на-каждый-день». Этот тип бюста был сконструирован таким образом, что мог утягиваться на спине и зрительно делать грудь более плоской.

Стиль Флапперы

 

Женщины, завидовавшие флапперам, предпочитали эту модель бюстгальтера всем остальным. Так они стремились приблизиться к желанному облику. Дошло до того, что полная грудь стала восприниматься не как достоинство, а как отсутствие вкуса и изящества.

Конечно, флапперам с их тонкими фигурками они шли больше. Но что поделаешь? Мода распространилась и среди остальных женщин.

Стиль Флапперы

 

Прически и аксессуары.

Самыми модными во времена флапперов были короткие стрижки, в том числе «Боб», Стрижка под фокстрот («Shingle Bob») и собственно стрижка под мальчика. Одной из символов стиля стала прическа «Холодная волна». Шляпки все еще были одним из основных элементов стиля и включали в себя кэпи и шляпу-колпак.

Стиль Флапперы

 

Ювелирные украшения, как правило, включали в себя элементы «арт-деко», особенно многослойные биссерные плетения в ожерельях. Броши, кольца и очки в роговой оправе также пользовались успехом у дам.

Стиль Флапперы

 

Косметика.

Еще в далекие 1890-е годы французская актриса Полер ввела в моду образ женщины с короткими, взбитыми волосами, выразительными губами и огромные глазами, подчеркнутыми большим количеством туши на ресницах. Развитие стиля флапперов вскоре потребовало более резкого макияжа, напоминвшего скорее театральный гримм. С изобретением металического корпуса для помады, а также дамского зеркальца в моду вошли пухленькие яркие губы и темные, подведенные глаза. Излюбленным средством стали румяна – наносить их теперь не составляло никакого труда.

Стиль Флапперы

 

По началу бледная кожа казалось очень привлекательнй. Хотя и загар считался очаровательным – особенно после того, как загорела Коко Шанель (она проводила довольно много времени на солнце в выходные дни). Загар стал чем-то вроде символа жизни в удовольствие, свободной от изнуряющего труда. Теперь женщины хотели выглядеть ухоженными, подтянутыми и, главное, здоровыми.

Стиль Флапперы

 

Что же дальше?

Освобожденная от платьев, ограничивающих движение, кружев, мешающих свободно дышать, отсутствие обручей на юбках были знаками свободы. Снявшая неудобное платье женщина, способная свободно ходить и дышать, вдруг изъявила желание покинуть пределы дома, ограниченного мирка, в котором испокон века жила. Флапперы пользовались свободой передвижения в полной мере.

Стиль Флапперы

 

Изменения в моде были символами коренных изменений, касающихся самого идеала Американской женщины. Короткая юбка и подстриженные волосы стали восприниматься как символ эмансипации. А признаками этой моральной революции стали: секс до брака, контроль рождаемости, употребление алкоголя и неприятие идеалов старшего поколения. До войны нога ни одной женщины не ступала в салун.

Стиль Флапперы

 

После войны она открывает двери забегаловки и чувствует себя там также свободно, как на железнодорожной станции. Для женщин становится нормальным курение, использование противозачаточных средств, не говоря уж о юбках выше колена и закатанных рукавах. Женщины теперь свободно конкурируют с мужчиной в сфере бизнеса, получают финансовую независимость и, следовательно, полную свободу.

Стиль Флапперы

 

Новая женщина раздвигает гендерные границы, демонстрируя сексуальную и экономическую свободу. Она отрезает волосы и одевает свободно скроенную одежду и короткие платья. Ее талия больше не стянута корсетом, а подол юбки не волочится по земле, ей больше не нужна помощь – она способна мыслить самостоятельно и принимать решения, не опираясь на традиции и авторитеты прошлого.

Стиль Флапперы

 

Флапперы стали воплощением нового взгляда на женщину и ее роль в «ревущие 1920-е». Идеалом флапперов было движение – интенсивное, энергичное, изменчивое. Она презирает традиционный моральный кодекс. Скромность, целомудрие, пуританские представления о том, что может и чего не может женщина, перестают что-либо значить.

Стиль Флапперы

 

Викторианско-американская концепция сексуальности и подчиненного положения женщин в обществе оспариваются. Поскольку современная одежда становится более легкой и удобной, женщина получает возможность тратить время не только на свой облик, но и на утверждение собственной позиции, завоевание уважения в обществе.

Стиль Флапперы

 

Она хочет хорошо выглядеть – и для этого занимается спортом. Женщина становится более активной и менее склонной к постояннму поддержанию «тепла домашнего очага». Так одежда, которая входит в моду в 1920-е годы, в пору флапперов, становится признаком сексуальной привлекательности и ставит глубокие вопросы, касающиеся поведения и ценностей, которые она олицетворяет.

Стиль Флапперы

 

Конец эпохи флапперов.

Несмотря на свою популярность, стиль жизни, проповедуемый флапперами не смог пережить Краха на Уолл-стрит и последовавшей затем Великой депрессии. Жизнерадостности и гедонизму не было места среди экономических трудностей 1930-x годов.

Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 

Однако идеи 1920-х не умерли. Сегодня они возрождаются на наших глазах…

Gucci.

Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 

Tory Burch.

Стиль Флапперы

 

Marc Jakobs.

Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 

Roberto Cavalli.

Стиль Флапперы

 

Hermes

Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 

Editorials Vogue.

Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 

Advertising Gucci.

Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 
Стиль Флапперы

 

Адаптация текста Платоновой О.

Оставить комментарий